#: locale=ru ## Tour ### Description ### Title tour.name = Музей Музей военной формы РВИО ## Skin ### Button Button_0399826A_2D79_4594_41BA_934A50D0E6B4.label = SWIMMING POOL > Button_0399826A_2D79_4594_41BA_934A50D0E6B4_mobile.label = SWIMMING POOL > Button_0A054365_2D09_CB9F_4145_8C365B373D19.label = ПЛАН МУЗЕЯ Button_0A054365_2D09_CB9F_4145_8C365B373D19_mobile.label = ПЛАН МУЗЕЯ Button_0AEB5577_2D08_CE7B_41B6_192923248F4E.label = О МУЗЕЕ Button_0AEB5577_2D08_CE7B_41B6_192923248F4E_mobile.label = О МУЗЕЕ Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC.label = КОНТАКТЫ Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC.pressedLabel = КОНТАКТЫ Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC_mobile.label = КОНТАКТЫ Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC_mobile.pressedLabel = КОНТАКТЫ Button_1D0C50DE_2D07_C6AD_41C1_CF4547A6CFAB.label = RESTAURANTS > Button_1D0C50DE_2D07_C6AD_41C1_CF4547A6CFAB_mobile.label = RESTAURANTS > ### Multiline Text HTMLText_062AD830_1140_E215_41B0_321699661E7F.html =
___
Музей военной формы


12 декабря 2019 года в самом центре Москвы открыт Музей военной формы.


Это уникальный проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация
лучших традиций российской военной службы.
Музей располагается в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице, возведённой в конце XVIII — начале XIX века.


Посетителям Музея представлены три постоянные экспозиции. Основу экспозиции «Мундир для героя» составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. 22 зала экспозиции демонстрируют основные этапы, особенности развития и эволюцию военной формы Русской Императорской, Рабоче-Крестьянской Красной, Советской и современной Российской армии. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — бесценными предметами военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимыми Императорским Интендантским музеем и впервые представленные широкой общественности.


Главная идея, которая легла в основу создания Музея – это чувство гордости за свою страну, за людей в форме – русских полководцев и солдат. Именно поэтому экспозиция, посвященная современной Армии России, получила название «Нам есть чем гордиться!». Здесь представлены передовые достижения и разработки, образцы военной формы, экипировки и снаряжения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Один из разделов экспозиции воссоздает рабочую обстановку Командного пункта ракетных войск, где и юные, и взрослые посетители могут попробовать свои силы в управлении радиолокационной станцией.


В одном из помещений парадной анфилады Главного дома усадьбы расположена экспозиция «Усадьба Васильчиковых» и представлен детальный макет усадебного комплекса зданий, сложившийся после 1870 года.


В Музее ведется активная выставочная деятельность, регулярно обновляются и открываются новые выставочные проекты.
Отличительной чертой Музея военной формы является обширный комплекс самых современных мультимедийных технологий, среди которых видеомэппинг, кинетические дисплеи, инсталляции с дополненной реальностью, тач-панели, широкоформатные экраны, проекции, биноскопы и многое другое.


В Музее проводятся тематические экскурсии, интерактивные костюмированные программы и военно-патриотические мероприятия.


В 2020 году Усадьба Васильчиковых, в которой располагается Музей военной формы РВИО, стала 31-й необычной площадкой для официальной регистрации брака в столице.


В Музее обустроены комфортабельные общественные зоны для посетителей – входная зона, кафе, сувенирный магазин, касса, гардероб, большой Парадный зал, в котором проводятся лекционные, концертные и свадебные программы.
HTMLText_062AD830_1140_E215_41B0_321699661E7F_mobile.html =
___
Музей военной формы


12 декабря 2019 года в самом центре Москвы открыт Музей военной формы.


Это уникальный проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация
лучших традиций российской военной службы.
Музей располагается в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице, возведённой в конце XVIII — начале XIX века.


Посетителям Музея представлены три постоянные экспозиции. Основу экспозиции «Мундир для героя» составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. 22 зала экспозиции демонстрируют основные этапы, особенности развития и эволюцию военной формы Русской Императорской, Рабоче-Крестьянской Красной, Советской и современной Российской армии. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — бесценными предметами военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимыми Императорским Интендантским музеем и впервые представленные широкой общественности.


Главная идея, которая легла в основу создания Музея – это чувство гордости за свою страну, за людей в форме – русских полководцев и солдат. Именно поэтому экспозиция, посвященная современной Армии России, получила название «Нам есть чем гордиться!». Здесь представлены передовые достижения и разработки, образцы военной формы, экипировки и снаряжения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Один из разделов экспозиции воссоздает рабочую обстановку Командного пункта ракетных войск, где и юные, и взрослые посетители могут попробовать свои силы в управлении радиолокационной станцией.


В одном из помещений парадной анфилады Главного дома усадьбы расположена экспозиция «Усадьба Васильчиковых» и представлен детальный макет усадебного комплекса зданий, сложившийся после 1870 года.


В Музее ведется активная выставочная деятельность, регулярно обновляются и открываются новые выставочные проекты.
Отличительной чертой Музея военной формы является обширный комплекс самых современных мультимедийных технологий, среди которых видеомэппинг, кинетические дисплеи, инсталляции с дополненной реальностью, тач-панели, широкоформатные экраны, проекции, биноскопы и многое другое.


В Музее проводятся тематические экскурсии, интерактивные костюмированные программы и военно-патриотические мероприятия.


В 2020 году Усадьба Васильчиковых, в которой располагается Музей военной формы РВИО, стала 31-й необычной площадкой для официальной регистрации брака в столице.


В Музее обустроены комфортабельные общественные зоны для посетителей – входная зона, кафе, сувенирный магазин, касса, гардероб, большой Парадный зал, в котором проводятся лекционные, концертные и свадебные программы.
HTMLText_29DD1615_3597_79DF_41C4_7593739E5260.html =
Company Name
www.loremipsum.com
info@loremipsum.com
Tlf.: +11 111 111 111
HTMLText_29DD1615_3597_79DF_41C4_7593739E5260_mobile.html =
Company Name
www.loremipsum.com
info@loremipsum.com
Tlf.: +11 111 111 111
HTMLText_E9BBC361_DA7E_DD0D_41E7_2206E1206311.html =
Телефон: +74956481813
museum@rvio.org
HTMLText_E9BBC361_DA7E_DD0D_41E7_2206E1206311_mobile.html =
Телефон: +74956481813
museum@rvio.org
## Media ### Subtitle panorama_A49AD7E6_AF6D_2001_41D3_D838228E7158.subtitle = 2 ### Title map_87A9E332_DA17_FD0F_4170_2B9CBE7C79FA.label = Второй этаж map_89EDBEFA_DA39_44FC_41E6_DCCA84D0C880.label = Третий этаж map_FCDB98D9_DA69_CB3D_41E3_EE8C7A29C8E8.label = Улица и первый этаж panorama_A49AD7E6_AF6D_2001_41D3_D838228E7158.label = 1 panorama_A5AD0E99_AF75_2003_41E2_48D5AF4AA845.label = 14 panorama_A5AD176B_AF75_2007_41D0_FE8493019097.label = 15 panorama_A5B1B3BC_AF6D_2001_41D4_D2F0ADC27DC5.label = 2 panorama_A5B24E0C_AF6D_E001_41A1_131F6BDEF8AB.label = 3 panorama_A5B294A2_AF6D_2001_41DF_F15028B673AF.label = 5 panorama_A5B2AB91_AF6A_E003_41D4_AF75CA1AD3BB.label = 6 panorama_A5B2D7AB_AF6A_E007_41E5_63E5FD525BEE.label = 13 panorama_A5B31078_AF6B_2001_41A7_AC5AD4FEF864.label = 12 panorama_A5B3126A_AF6B_2001_41C4_3E04905853CF.label = 10 panorama_A5B34937_AF6B_600F_41E3_B70B838DFD0C.label = 11 panorama_A5B38FE4_AF6B_2001_41D4_DA9E9BE743CE.label = 7 panorama_A5B39BF0_AF6B_2001_41C6_E7115CA52311.label = 9 panorama_A5B3B554_AF6B_6001_41E3_CDC3BAA64820.label = 8 panorama_A5B5668B_AF6D_2007_41D6_4FDC52C27887.label = 4 panorama_AC5EEFC0_BB7C_A10F_41D6_8245A2F4BC90.label = 16 panorama_AD2C0C80_BB7C_E70E_41DE_92709238D76C.label = 21 panorama_AD2C288A_BB7D_EF12_41E0_2D69989F3597.label = 18 panorama_AD2C2A57_BB7C_6332_41E5_1716F3818227.label = 19 panorama_AD2C3443_BB7C_A712_41D4_98E3B67B7F2B.label = 20 panorama_AD2CB3A0_BB7C_610E_41D7_B6C64A438125.label = 22 panorama_AD2D4463_BB7F_A711_41E6_32C616F8BD98.label = 25 panorama_AD2E47AB_BB7D_E112_41E4_007A99B5FB7F.label = 31 panorama_AD2E56BD_BB7D_A376_41E4_EFAB410D127A.label = 17 panorama_AD2E8152_BB7D_A133_41D2_5C10E3D1284E.label = 30 panorama_AD2EA384_BB7C_A116_41E3_528CEA88FDC6.label = 33 panorama_AD2EA651_BB7C_A30E_4174_7DD1859AA85B.label = 28 panorama_AD2ECC04_BB7C_6716_41A0_66F606974564.label = 29 panorama_AD2EDA78_BB7C_63FE_41C7_A2AF73497065.label = 26 panorama_AD2F409F_BB7C_DF32_41D1_C660C213C8B4.label = 27 panorama_AD2F8D26_BB7C_A112_41E6_E2E35AB68F7C.label = 35 panorama_AD2FAD6D_BB7D_A116_41DB_2341D0F2B214.label = 32 panorama_AD2FE8D1_BB7C_EF31_41E1_6C23ED03ACEC.label = 34 panorama_AD527A3D_BB7F_A376_41D9_D2148047BA0E.label = 23 panorama_AD527EF5_BB7F_E0F6_41D9_F7C4D0A9EF70.label = 24 panorama_B38E628C_BEF3_AFA1_419C_36E19610D7D8.label = 36 panorama_B3D2133F_BEF1_AEDF_41D5_1E791BC71C85.label = 57 panorama_B3D264DF_BEF1_AB5F_41E4_04B3DB413F15.label = 59 panorama_B3D293FE_BEF1_ED5E_41D2_5AF188E8ED12.label = 58 panorama_B3D2DE34_BEF0_96E1_41E3_C3B9BC7B43C4.label = 54 panorama_B3D31BD4_BEF0_9DA1_41E1_3EA474627B1E.label = 53 panorama_B3D31FAB_BEF0_95E6_41C4_461A7DAEBDE0.label = 55 panorama_B3D34143_BEF0_6AA7_41E3_B57A591BE975.label = 56 panorama_B3D3953A_BEF0_6AE1_41E7_7F8AFC062D13.label = 60 panorama_B3D485EA_BEF0_7561_41D8_47C96FB4C487.label = 37 panorama_B3D519FA_BEF7_9D61_41BB_3B538497EF4C.label = 52 panorama_B3D52840_BEF7_9AA2_41E7_75AB2B76CB28.label = 49 panorama_B3D52872_BEF7_9B61_41E3_66C8A8235759.label = 51 panorama_B3D5331E_BEF0_6EA1_41CA_8A563142A7F0.label = 45 panorama_B3D5D849_BEF7_9AA2_41CB_2D00D5768610.label = 50 panorama_B3D71B3E_BEF0_FEDE_41CA_2A3617CAF540.label = 39 panorama_B3D71F37_BEF0_76EE_41CC_DBD5FB4DB1D0.label = 41 panorama_B3D721F2_BEF1_ED66_4193_3C0A7BCF2DFD.label = 43 panorama_B3D73280_BEF1_AFA1_41E1_D3CE4FC7687F.label = 44 panorama_B3D73D8E_BEF0_B5A1_41D8_B842D16323E2.label = 40 panorama_B3D7A88C_BEF0_BBA1_41E4_4250EB5C67ED.label = 38 panorama_B3D7D101_BEF1_AAA3_41B5_2FB066871A8D.label = 42 panorama_C14BA520_D379_D082_41DE_9DC68CEC8272.label = 48 panorama_C206BD50_D37B_5082_41E2_FD139B7A3739.label = 46 panorama_C3F9232F_D378_D09E_41E7_7AA70CBF8ECE.label = 47 panorama_D8C10963_D369_5087_41D6_68AF01406D57.label = 124 panorama_D8C10B66_D369_D08E_41E3_84CE42EA1644.label = 107 panorama_D8C11ACE_D369_719E_41CC_D1200907CA97.label = 120 panorama_D8C12045_D368_D082_41D5_7870620E62F2.label = 103 panorama_D8C13F91_D369_4F82_41DC_85C7C1905C2A.label = 109 panorama_D8C1437E_D368_D081_41DA_DD6F89913B68.label = 104 panorama_D8C1622E_D358_B09E_41D5_5C2C9A0E4CCC.label = 73 panorama_D8C16269_D368_F082_41CB_4E114A48555E.label = 118 panorama_D8C16425_D359_D082_41E3_4367CF382E1C.label = 77 panorama_D8C164D5_D369_D182_41E5_16C56FE3DBF8.label = 122 panorama_D8C167CB_D369_5F86_41E3_E9DF9CEBAE61.label = 123 panorama_D8C1766A_D368_B086_41E0_C552862E25D8.label = 119 panorama_D8C17EFE_D358_B17E_41D7_A7B4302AEA7E.label = 88 panorama_D8C1872B_D358_F086_41DE_54180368B7B5.label = 74 panorama_D8C1AFB0_D359_4F82_41E0_3C64BE9ACC1D.label = 76 panorama_D8C1B095_D358_D182_41E4_44E642FD9224.label = 89 panorama_D8C1B23E_D359_50FF_41E4_7DEFECF80BB6.label = 90 panorama_D8C1B938_D369_5082_41CA_69B87CE02EB9.label = 106 panorama_D8C1C3A4_D359_5782_41D3_26599EE7F56F.label = 91 panorama_D8C1CB3B_D358_B086_41CB_64F2DF09A7DC.label = 75 panorama_D8C1D674_D369_5082_41C0_CCA8889F59FA.label = 105 panorama_D8C1EFFC_D369_CF82_41D4_3B80CC15619D.label = 121 panorama_D8C29869_D359_D082_41CF_A065EAFE1CFC.label = 78 panorama_D8C29C32_D35B_B086_41DC_B597F9265639.label = 86 panorama_D8C2BE2A_D369_D081_41E8_ECC556654A57.label = 108 panorama_D8C2DB52_D36B_5086_41E9_988A2A3CB14D.label = 116 panorama_D8C2DCCE_D359_5181_41E2_C087091CE94A.label = 79 panorama_D8C2DD76_D35B_708E_41CC_2F1BF1948631.label = 87 panorama_D8C2FECD_D36B_5182_41E2_43C0F0904601.label = 117 panorama_D8C30519_D36B_D082_41CC_4A8F44879990.label = 115 panorama_D8C3073C_D36B_7082_41E0_B7793B113E61.label = 113 panorama_D8C30758_D35B_7082_41D8_895DD6E53BA3.label = 83 panorama_D8C312D0_D368_F182_41CE_3B1DB9826171.label = 111 panorama_D8C32520_D368_B081_41E4_7967AC972470.label = 112 panorama_D8C338EF_D35B_B19E_41E0_AB1D8B3A619D.label = 84 panorama_D8C350D4_D368_B182_41E2_460E681213B0.label = 110 panorama_D8C351C8_D358_B382_41D4_DE8401235885.label = 80 panorama_D8C36A33_D36B_B086_41DF_930FD4094B03.label = 114 panorama_D8C374BE_D358_F1FF_41D7_DFECE1ABCFEA.label = 81 panorama_D8C37A57_D35B_F08E_41DE_4B5160A14382.label = 85 panorama_D8C3C603_D358_B086_41DA_3675DE120089.label = 82 panorama_D8C554EC_D359_5182_41E7_FF6D55079CD2.label = 62 panorama_D8C6610E_D359_7081_41C9_098580271AC3.label = 65 panorama_D8C698BF_D35F_D1FE_41CC_054683EB5D3A.label = 71 panorama_D8C6AD33_D35F_5086_41DC_C9EF6E1D6264.label = 72 panorama_D8C6D459_D35F_D082_41D8_0DF1630D77CC.label = 70 panorama_D8C6D972_D359_D086_41E9_EF7761EE4FA2.label = 63 panorama_D8C6DDA4_D359_D382_418A_5C89275A607B.label = 64 panorama_D8C7171E_D36F_B0BE_41E1_0FEFEF4AE2C9.label = 128 panorama_D8C71CBD_D368_D183_41DE_BBFA3920A064.label = 125 panorama_D8C72BF8_D36F_F782_41CA_55BD6BF1BBD0.label = 129 panorama_D8C73223_D36F_7086_41E6_5B3C0D6F0DCF.label = 127 panorama_D8C74F1C_D368_D082_41DA_7FE5AD88C514.label = 126 panorama_D8C78028_D35F_5082_41E1_582166FA0D69.label = 69 panorama_D8C7AC06_D358_B08E_41DC_127618F98A8F.label = 68 panorama_D8C7B869_D358_F082_4176_BCE366815C38.label = 67 panorama_D8C7C540_D358_B082_41E9_720B7FF2AD65.label = 66 panorama_D8FE8CDA_D357_7186_41B4_AC20453D9355.label = 102 panorama_D8FE94A5_D359_D18D_41D0_B9E80DCE6072.label = 92 panorama_D8FEA706_D359_D08E_41E8_783E3587E27B.label = 93 panorama_D8FECA05_D357_B082_41B8_DC99D4D64606.label = 101 panorama_D8FECA67_D359_508E_41E1_45F756217A27.label = 95 panorama_D8FEE943_D359_5086_41E3_C5C9D7FA78FA.label = 94 panorama_D8FF24B0_D357_B182_41B0_A3D9EFA1CC9C.label = 99 panorama_D8FF4774_D357_F082_41E8_E1272CE48347.label = 100 panorama_D8FF5F38_D358_D083_41B8_80ECFFCB0297.label = 97 panorama_D8FF9CB7_D358_D18E_41B5_CA1428E07F96.label = 96 panorama_D8FFD1ED_D357_7382_41D1_E0E78E93FC3D.label = 98 panorama_DFC34CB1_D358_B182_41E0_F9F2B14EB433.label = 61 ## Popup ### Body htmlText_C615C321_DFC3_EB46_41DE_9EEEEDCC1672.html =
«Солдат-генератор» ДНП-2
Передвижной складной армейский генератор с велосипедным приводом. Агрегат рассчитан на эксплуатацию с частотой вращения 60 оборотов в минуту и выдает напряжения: 6 и 370 вольт, пригодные для зарядки батарей радиостанций или освещения. Такими солдат-генераторами оснащались различные подразделения Советской Армии, объекты военной инфраструктуры и Гражданской Обороны.
htmlText_C6665BB5_DFC0_5B4E_41DD_A2135B7E96EC.html =
«Солдат-генератор» ДНП-2
Передвижной складной армейский генератор с велосипедным приводом. Агрегат рассчитан на эксплуатацию с частотой вращения 60 оборотов в минуту и выдает напряжения: 6 и 370 вольт, пригодные для зарядки батарей радиостанций или освещения. Такими солдат-генераторами оснащались различные подразделения Советской Армии, объекты военной инфраструктуры и Гражданской Обороны.
htmlText_C752237D_DFC0_EBBE_41E4_B2485F188879.html =
Велосипед Militärvelo МО-93
1995 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
Эта модель сменила в швейцарской армии предыдущую военную модель МО-05, принятую на вооружение в далеком 1905 году и производившуюся практически без изменений 85 лет.
МО-93 разработан специально для военного использования и с большим запасом прочности. Этот велосипед довольно тяжелый, в среднем вес снаряженной веломашины составлял 25 кг. При этом он имеет высококачественные комплектующие, присущие профессиональным маунтинбайкам (горным велосипедам) начала 90-х годов ХХ века. Гидравлические ободные тормоза Magura HS-33, обода с керамическим покрытием, 7-скоростная система переключения передач Shimano XT. На веломашинах установлено электрооборудование: фара, задний фонарь и генератор. Специальное армейское оборудование включает объемистый кофр, ящик для насоса и принадлежностей. На двух интегрированных в раму и переднюю вилку багажниках можно перевезти значительный груз.
htmlText_C77B0466_DFDF_ADCB_41B3_30CFF50292D8.html =
Велосипед Militärvelo МО-05
1945 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
В конце XIX века Швейцарским парламентом было принято постановление о создании велосипедных войсковых подразделений в составе кавалерии. Первоначально это были небольшие группы по 15 человек, которые использовали свои личные велосипеды.
В 1905 году был разработан и принят на вооружение специальный армейский велосипед – Militärrad (Militärvelo) MO-05, выпускавшийся тремя крупнейшими велосипедными фабриками. Во время Первой мировой войны военные велосипедисты в основном использовались для связи. В годы Второй мировой войны, когда над Швейцарией нависла угроза германского вторжения, самокатчики готовились оборонять приграничные укрепления. В послевоенный период швейцарские велосипедисты, организованные, как и остальная армия, по милиционному принципу, хранили свои велосипеды дома, регулярно проходили переподготовку и участвовали в военных сборах.
htmlText_C77DC3AA_DFC0_6B5B_41E2_79F4D0EB7FA6.html =
Велосипед «Excelsior»
1886 год
Bayliss Thomas Co Ltd.
Ковентри, Великобритания
Классический высококолесный английский велосипед - «паук» с передним колесом диаметром 56 дюймов производства одной из крупнейших и известнейших фабрик конца XIX века.
Первое упоминание о применении велосипеда в реальной боевой обстановке относится к 1871 году, ко времени франко-прусской войны: во Франции, в осажденном городе Бельфоре, самокатчиков на высококолесных велосипедах - «пауках» привлекали к службе в качестве посыльных вместо недостающих конных ординарцев.
htmlText_C798AE63_DFC7_DDCA_41E2_2FB0CE706C7D.html =
Велосипед Militärcykel М/42
1940-е годы
Husqvarna Aktiebolag
Хускварна, Швеция
В шведской армии первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды.
К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащенных велосипедами, в основном моделями m/30 и m/42, которые выпускали четыре крупнейших фабрики – Husqvarna, Monark, Rex, Nymans. Также использовались специальные разборные вело-прицепы, на которых можно было перевозить грузы, а также раненых на носилках. В 1952 году самокатные полки были расформированы и до конца 80-х годов в шведской армии существовал лишь один стрелковый велосипедный батальон. В начале 90-х велосипеды с армейских складов были распроданы гражданскому населению; некоторое количество попало в качестве гуманитарной помощи в Прибалтийские республики бывшего СССР и в африканские страны.
Мощный армейский велосипед, приспособленный для езды по пересеченной местности, имеет передний тормоз барабанного типа с внутренней тягой, массивный багажник для перевозки снаряжения и боеприпасов. Складной прицеп Husqvarna S/78 приспособлен для транспортировки грузов и перевозки раненого на носилках, устанавливаемых на специальных амортизаторах.
htmlText_C7AB7C6C_DFC0_5DDE_41DC_DCE11B491446.html =
Велосипед Militärcykel М/42
1940-е годы
Husqvarna Aktiebolag
Хускварна, Швеция
В шведской армии первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды.
К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащенных велосипедами, в основном моделями m/30 и m/42, которые выпускали четыре крупнейших фабрики – Husqvarna, Monark, Rex, Nymans. Также использовались специальные разборные вело-прицепы, на которых можно было перевозить грузы, а также раненых на носилках. В 1952 году самокатные полки были расформированы и до конца 80-х годов в шведской армии существовал лишь один стрелковый велосипедный батальон. В начале 90-х велосипеды с армейских складов были распроданы гражданскому населению; некоторое количество попало в качестве гуманитарной помощи в Прибалтийские республики бывшего СССР и в африканские страны.
Мощный армейский велосипед, приспособленный для езды по пересеченной местности, имеет передний тормоз барабанного типа с внутренней тягой, массивный багажник для перевозки снаряжения и боеприпасов. Складной прицеп Husqvarna S/78 приспособлен для транспортировки грузов и перевозки раненого на носилках, устанавливаемых на специальных амортизаторах.
htmlText_C7C73539_DFC3_EFB9_41EA_5DE9BEFED323.html =
Велосипед Militärvelo МО-05
1945 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
В конце XIX века Швейцарским парламентом было принято постановление о создании велосипедных войсковых подразделений в составе кавалерии. Первоначально это были небольшие группы по 15 человек, которые использовали свои личные велосипеды.
В 1905 году был разработан и принят на вооружение специальный армейский велосипед – Militärrad (Militärvelo) MO-05, выпускавшийся тремя крупнейшими велосипедными фабриками. Во время Первой мировой войны военные велосипедисты в основном использовались для связи. В годы Второй мировой войны, когда над Швейцарией нависла угроза германского вторжения, самокатчики готовились оборонять приграничные укрепления. В послевоенный период швейцарские велосипедисты, организованные, как и остальная армия, по милиционному принципу, хранили свои велосипеды дома, регулярно проходили переподготовку и участвовали в военных сборах.
htmlText_C87FE332_DFC0_AB4A_41D2_EB37FE5BFD12.html =
Велосипед BSA Airborne Bicycle
1943 год
Производитель: B.S.A. Co. Ltd.
Бирмингем, Великобритания
В 1940 году Британская фирма BSA из города Бирмингем разработала специальный велосипед для воздушно-десантных частей Британского Содружества. Требования военных были достаточно жесткими: велосипед должен быть складным, легким и максимально компактным для того, чтобы его удобно было разместить в десантном планере, а парашютист мог выброситься из самолета вместе с велосипедом на парашюте или же десантировать велосипед отдельно на транспортном парашюте. Основная задача велосипеда – обеспечить десантнику возможность быстро покинуть место приземления и мобильно перемещаться для выполнения боевого задания. Велосипед имеет складную дуплексную раму оригинальной конструкции и необычные сдвижные педали.
htmlText_C91F491D_DFC1_A779_41E6_2FD2EBDBC9A5.html =
Велосипед Militärvelo МО-05
1945 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
В конце XIX века Швейцарским парламентом было принято постановление о создании велосипедных войсковых подразделений в составе кавалерии. Первоначально это были небольшие группы по 15 человек, которые использовали свои личные велосипеды.
В 1905 году был разработан и принят на вооружение специальный армейский велосипед – Militärrad (Militärvelo) MO-05, выпускавшийся тремя крупнейшими велосипедными фабриками. Во время Первой мировой войны военные велосипедисты в основном использовались для связи. В годы Второй мировой войны, когда над Швейцарией нависла угроза германского вторжения, самокатчики готовились оборонять приграничные укрепления. В послевоенный период швейцарские велосипедисты, организованные, как и остальная армия, по милиционному принципу, хранили свои велосипеды дома, регулярно проходили переподготовку и участвовали в военных сборах.
htmlText_C93FCD79_DFC0_FFC6_41EA_FB572901E42A.html =
Велосипед Truppenfahrrad
1943 год
Hercules-Werke A.G.
Нюрнберг, Германия
Германское командование к использованию велосипедов относилось очень серьезно и в состав Вермахта и Ваффен СС официально входили хорошо оснащенные и многочисленные подразделения самокатчиков.
В 1936 году в Вермахте были утверждены наставления по использованию велосипедных формирований. Их предписывалось использовать в разведывательных батальонах стрелковых частей, а также в качестве связного транспорта и для снабжения войск. В разведывательном батальоне каждой пехотной дивизии наряду с кавалерийским эскадроном имелся и самокатный, вооруженный одиннадцатью пулемётами и тремя 50-мм миномётами. Во время нападения на СССР эти велосипедисты часто шли на острие наступления. По армейским штатам военного времени каждый первый батальон каждого пехотного полка должен быть обеспечен велосипедами. В каждом пехотном полку также имелись связисты на велосипедах. Велосипед полностью окрашен черной эмалью и не имеет хромированных деталей, а также оснащен специальными армейским оборудованием: быстросъемным рулем, широким багажником Pallas, ящиком для ручных гранат, объемистой сумкой для инструмента, кронштейном для транспортировки личного оружия - карабина Mauser G 98K.
htmlText_CA581558_DFC3_EFC6_41DC_436F9284B0C4.html =
Велосипед МД-1
1940 год
Московский велосипедный завод
Москва, СССР
В Красной Армии после окончания Гражданской войны и до начала 1930-х годов сохранялись самокатные роты, как самостоятельные боевые единицы, хотя к тому времени концепция их использования себя уже исчерпала. Постепенно применение самокатчиков, как «ездящей пехоты» прекратилось, однако достоинства велосипеда, как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались. Веломашины массово использовались внутри подразделений различных родов войск, применительно к особенностям их службы. Так, например, саперные части использовали велосипеды, оборудованные специальными сумками для транспортировки подрывных средств и держателями для оружия, специалистами проектировались машины для перевозки полевых телефонов и прокладки линий проводной связи. Самой массовой моделью велосипеда была МД-1 (мужская дорожная), которую производили на трех заводах: Московском, Харьковском и Пензенском.
htmlText_CB4B1130_DFC1_E746_41B8_BD2A3C593E1F.html =
Велосипед МД-1
1940 год
Московский велосипедный завод
Москва, СССР
В Красной Армии после окончания Гражданской войны и до начала 1930-х годов сохранялись самокатные роты, как самостоятельные боевые единицы, хотя к тому времени концепция их использования себя уже исчерпала. Постепенно применение самокатчиков, как «ездящей пехоты» прекратилось, однако достоинства велосипеда, как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались. Веломашины массово использовались внутри подразделений различных родов войск, применительно к особенностям их службы. Так, например, саперные части использовали велосипеды, оборудованные специальными сумками для транспортировки подрывных средств и держателями для оружия, специалистами проектировались машины для перевозки полевых телефонов и прокладки линий проводной связи. Самой массовой моделью велосипеда была МД-1 (мужская дорожная), которую производили на трех заводах: Московском, Харьковском и Пензенском.
htmlText_CCD7DE9C_DFC0_5D7E_41A0_8D25F049CC17.html =
Велосипед Militare Truppa modello 1925
1928 год
Fabrica automobili e velocipedi Edoardo Bianchi
Милан, Италия
Велосипед имеет ряд интересных технических особенностей – складную раму, твердые резиновые шины и подвеску обеих колес, призванную компенсировать тряску, порождаемую сплошными резиновыми шинами. Свободного хода задняя втулка не имеет, а тормоз имеется только на переднее колесо. На заднем колесе с обеих сторон имеются звездочки с разным количеством зубьев и его можно перевернуть, тем самим изменив передаточное отношение.
В сложенном виде велосипед переносился за плечами на ремнях, как солдатский ранец, что характерно для армейских велосипедов начала ХХ века. Он оснащен креплениями для транспортировки карабина системы Каркано и небольшим багажником для перевозки груза. Велосипед довольно тяжёл – его вес около 18 кг, но при этом чрезвычайно надежен.
Такими велосипедами вооружались итальянские элитные войска – Берсальеры. Первоначально, в середине XIX века, берсельерам отводилась роль ударных подразделений и горной пехоты. Они стремительно передвигались бегом, лёгким "берсальерским шагом". Также берсальеров можно было узнать по форменным широкополым шляпам-вайрам с пучком чёрных глухариных перьев (эти традиции сохранились по сей день).
htmlText_CCFC0B44_DFC0_BBCF_41C2_8D5E2A8B5D70.html =
Велосипед «Дукс Боевой»
1917 год
Акционерное Общество «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко.
Москва, Российская Империя
В 1913 году Отдел военных сообщений Главного Управления Генерального Штаба Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами, так как предполагалось массовое развертывание самокатных подразделений. На запросы ГУГШ о возможности крупномасштабного производства веломашин для нужд Русской армии положительно ответили лишь два российских предприятия – московская фабрика велосипедов «Дуксъ» Ю.А. Меллера и фабрика «Россiя» А. Лейтнера в Риге. Их возможности позволяли в месяц производить до 500 велосипедов. Но, поскольку дело с испытаниями отечественных складных велосипедов двигалось медленно, в Первую мировую войну Россия вступила имея на вооружении самокатных подразделений велосипеды иностранных образцов. Лишь в начале 1916 года новая отечественная модель, получившая название «Дукс Боевой», была принята на вооружение и готова к производству. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию "Дукса Боевого". Велосипед имеет жесткую складную раму оригинальной системы, не имеющей аналогов в мире. До октября 1917 года на «Дуксе» и «России» было изготовлено 4282 экземпляра «Дукса Боевого».
htmlText_CD5703ED_DFC3_EADE_41CA_AF2D4A2D5106.html =
Велосипед «Peugeot»
1889 год
Peugeot Freres
Валентиньи, Франция
Французский велосипед Peugeot представляет из себя пример эволюции веломашины - переход от высококолесных велосипедов типа «паук» к классическим конструкциям типа Safety. Один из ранних велосипедов классической компоновки. Этот велосипед имеет крестообразную раму, цепной привод и колеса с твердыми резиновыми шинами. Такой тип рамы стал популярным в конце 1880-х годов и был полностью вытеснен более совершенными рамами замкнутой формы уже к 1892 году. Подобные велосипеды стали транспортом первых команд самокатчиков в армиях европейских стран в начале 1890-х годов.
htmlText_CE608AE0_DFCF_DAC6_41DE_90F9339146D3.html =
Велосипед «Gerard Militaire»
1902 год
Peugeot Freres
Валентиньи, Франция
Складные велосипеды конструкции капитана Анри Жерара - «самокаты Жерара» на долгие два десятилетия стали эталонной и самой распространенной моделью военного велосипеда. Задавшись целью расширить сферу применения воен¬ных самокатов, капитан Жерар сделал качественно новый шаг в раз¬витии военно-самокатного дела – в 1894 году спроектировал складную веломашину, которая в сложенном виде могла переноситься самокатчиком на спине, вроде армейского ранца. Таким образом, при наличии хороших дорог, боец передвигался на велосипеде, а препятствия мог преодолевать, забросив велосипед, вес которого составлял 23 килограмма, за спину, при этом имея свободными руки и сохраняя возможность вести стрельбу из личного оружия. Крепление машины в сложенном виде ремнями за спиной позво¬ляло солдату вести стрельбу не только из положения стоя, но и с колена. Кроме того, конструкция рамы и небольшой диаметр колес давали возможность вести стрельбу с места, не слезая с велосипеда. На испытаниях новой модели, небольшой отряд самокатчиков под командованием самого Жерара, не ограничиваясь вестовой и разведывательной службой, неоднократно принимал участие в действиях пехоты и даже кавалерии, со¬вершив за несколько дней маневров пробег в 700 км и показав хорошие результаты.